Что такое SMM-стратегия и зачем она нужна

Итак, стратегия. Понятие это избитое, но если сейчас задать вам вопрос «Что это такое и что в неё входит?», то ответит только часть, но главное, что эти ответы будут разными. В маркетинге вообще очень много разночтений, поэтому мучить вас не буду, а озвучу свой вариант.

Хвататься за чужие определения я не очень люблю, поэтому рассуждаю так. Я знаю, что есть стратегия, а есть тактика. Стратегия — это что-то долгосрочное, а тактика — наоборот. Если говорить применительно к SMM, то стратегия — это долгосрочный план продвижения в соцсетях, а тактика — план рекламной кампании. Стратегия в свою очередь делится на общую и контентную.
Из чего она состоит
Общая SMM-стратегия — это базовая информация о компании, без которой мы в принципе не сможем составить план действий. В неё входят описание ключевых продуктов, определение целей, детальное описание текущих и возможных аудиторий, анализ рынка, определение общей стратегии продвижения в соцсетях с ключевыми показателями эффективности.
Важность этого блока большинство из нас понимает и даже знает теорию о том, как всё это описывать. Но по-моему опыту в 100% обращений ни предприниматели, ни директора, ни маркетологи не имеют письменно структурированного документа с этими данными.

Ну и вторая часть: контентная стратегия. По большому счёту, это ответы на три простых вопроса: что, как и, самое главное, почему мы будем публиковать в своём сообществе или аккаунте.

Для этого анализируются сообщества коллег и конкурентов, их сайты. На основе полученных данных формулируется концепция блога и определяется, что и когда лучше публиковать с примерами. Также указывается на ошибки в настройке, оформлении и ведении имеющихся сообществ, даются рекомендации.
Если выделить главные шаги, то они выглядят как пирамида, т. е. одно базируется на другом и идёт от простого к сложному:
  1. Описываем ключевые продукты и цели.
  2. Сегментируем и описываем аудиторию.
  3. Анализируем рынок.
  4. Анализируем контент.
  5. Готовим площадки к работе.

Зачем она нужна
Любое сложное дело начинается с плана. SMM не исключение. Предприниматели не для того вкладывают деньги в маркетинг, чтобы поработать пару месяцев, снять сливки и пойти дальше. Они хотят процветать в долгосрочной перспективе, а это невозможно, если действовать только интуитивно и бессистемно.

А ради чего работают специалисты?

Самые продвинутые говорят «чтобы у клиента были клиенты». Я вот работаю для другого. Я считаю, что повышаю качество жизни: своей, своих заказчиков и людей вокруг. Это значит, что я тоже отношусь к любому проекту как к долгосрочному, который будет жить и радовать нас своим продуктом. Поэтому без стратегии никак.

На практическом уровне стратегия позволяет всем участникам проекта видеть картину продвижения целиком и одинаково, то есть:
  • маркетолог или руководитель SMM-команды максимально эффективно контролирует процесс;
  • таргетолог и контент-менеджер не тратят время и силы на базовую аналитику;
  • предприниматель может в любой момент быстро ввести в курс дела нового исполнителя: как стороннего, так и штатного.

Сразу вспоминается мой поход к дерматологу. Консультация в частной клинике стоила 1 850 рублей, но для того, чтобы её получить, я предварительно сдал анализы крови почти на 10 000 рублей. Когда вся подготовка была сделана и я наконец оказался на приёме, то начал врач с очень простой мысли: «Дерматологических заболеваний в принципе не существует. Это всегда следствие чего-то в организме или мозгах».
Те самые анализы, чтобы просто попасть на консультацию
К чему эта история? К тому, что даже маленькому делу может предшествовать большая подготовка, не говоря уже о чём-то более сложном. Ведь если не готов «фундамент», то какие бы посты мы ни делали, какую бы рекламу ни настраивали, всё это не имеет смысла, если двигаешься не туда.

Почему большинство работает без неё
Причины три:
  1. Не понимают важности стратегии. Малый бизнес не понимает тем более и не хочет переплачивать лишнего. Зачем платить, когда большинство тех же таргетологов работает безо всяких стратегий, да ещё и сразу показывает результат в виде подписчиков, заявок и даже продаж?
  2. Не хватает практики. О таких банальностях как описание аудитории и анализ конкурентов знают даже предприниматели, не говоря о специалистах. Вопрос в том, что лишь единицы могут смотивировать себя делать столь основательную подготовку, да ещё и без опыта регулярной практики.
  3. Не знают, как продать. Весомый аргумент, но получить выгоду от разработанной стратегии можно в любом случае. А самое смешное, что хороший специалист в любом случае проходит все этапы разработки, просто они разбиты по времени и их стоимость уже заложена в каком-либо виде.

Именно эти три задачи я и решаю своей работой: веду блог, выступаю на мероприятиях, а главное — провожу тренинги по разработке SMM-стратегии, где человек на практике может отработать всю схему. Посмотрите отзывы:
Если вы в той или иной форме связаны с маркетингом, то подпишитесь на мой блог. В нём я помогаю предпринимателям, маркетологам, эсэмэмщикам и новичкам систематизировать свои знания по SMM, понять важность и механику разработки SMM-стратегии, чтобы в итоге все стали эффективнее, начали получать больше клиентов и были успешными в долгосрочной перспективе.

Для этого:
  • пишу статьи по разработке SMM-стратегии;
  • делаю разборы конкретных ниш и компаний;
  • выкладываю свои кейсы;
  • делюсь заметками из работы и жизни.

И, конечно, посмотрите расписание ближайшего «живого» тренинга в Уфе. Хотите организовать в своём городе? Пишите в личку, договоримся.
Автор
Антон Горбик, маркетолог, эксперт по разработке SMM-стратегии, соорганизатор главной в Уфе конференции о продвижении в соцсетях «Нефть. Мёд. SMM», создатель сообщества «SMM в Башкирии».