Построение личного бренда депутата в соцсетях

В пятницу 9 февраля довелось рассказывать о построении личного бренда в соцсетях на примере депутатов. Тема не совсем моя, но имею полное право по ней что-то говорить. Почему?

Во-первых, законы построения личных брендов и брендов компаний одинаковы. Во-вторых, в нашей работе все продажи шли и всё больше идут через личный бренд. В-третьих, я в первую очередь делился выводами проведённого анализа, который может сделать любой, если включит мозг.

Хоть выводы и очевидные, но хочу поделиться с вами. Пересказываю самое главное, потому что половину лекции всё равно пришлось посвятить всяким нюансам соцсетей: где присутствовать, о чём писать и т. д.

Проблема
Большинство из нас, рядовых граждан, плохо представляют себе, как работают госорганы. Мало того, мы считаем, что депутаты — это жулики, которые ничего не делают, а только лоббируют свои интересы за наши деньги. Всё это не просто осложняет выборы, но и снижает эффективность общественной работы депутатов. Ведь чем меньше жители знают, тем безответственнее относятся.

Что делать? Естественно, образовывать людей. Но так как доступа к федеральному телевидению нет, остаются соцсети. Во-первых, там есть аудитория. Во-вторых, соцсети — это для людей и про людей. Бездушное информирование, да ещё и от государственных структур, доверия у нас не вызывает. Так где ещё общаться с людьми на одном языке, если не в соцсетях?

Анализ аккаунтов российских депутатов приводит нас к печальному, но ожидаемому выводу — большинство из них безлики и неинтересны. Они занимаются именно тем, от чего нужно бежать — государственным бездушным информированием. Разница только в том, что в постах чуть больше фотографий с их лицами. Это в лучшем случае.

Может дело в возрасте? Нет, даже аккаунты молодых депутатов вдруг превращаются в аккаунты каких-то роботов. Всё это не вызывает желания ни соглашаться, ни спорить. А что может быть хуже безразличия, когда мы говорим о продвижении живого человека?

Итак, давайте ответим на два вопроса:

  1. Что нужно нам от соцсетей?
  2. Что привлекает людей в соцсетях?
На стыке ответов на эти вопросы и лежит наша стратегия.

С первым всё понятно — чтобы как можно больше людей нам доверяло. А вот чтобы ответить на второй вопрос, нужно изучить успешные примеры. С примерами в политике трудно, но они всё-таки есть. Самый крайний — Навального — мы брать не будем, а возьмём Евгения Ройзмана, мэра Екатеринбурга. Также добавим два примера из разных бизнесов: «Кубаньжелдормаш» и Артемия Лебедева.

Ройзман пишет в Фейсбуке огромные «портянки», не разбивая на абзацы, в паблике во «Вконтакте» позволяет себе писать односложные фразы. Лебедев матерится и высказывает спорные точки зрения, а «Кубаньжелдормаш» — вообще, машиностроительный завод, который что-то «забыл» в Фейсбуке. Что люди в них нашли, что их объединяет?

Всё очень просто — они искренне болеют за своё дело. Сразу две оговорки:
 — Мы не мыслим категориями «хороший/плохой», «прав/не прав». Нас интересует только верят им люди или не верят, популярны они или нет.
 — Можно было бы сказать «…искренне болеют за своё дело или искусно делают вид», но факт в том, что искренность трудно подделывать, тем более много лет.

Так как они добились такого эффекта? Я считаю, благодаря трём последовательным шагам:
  1. Они занимаются тем, от чего их прёт. Когда человек занимается делом, которое действительно его волнует, он становится одним из лучших профессионалов в этой области.
  2. Они называют вещи своими именами. У профессионалов всегда есть собственная точка зрения. Зачастую отличная от других. Это привлекает внимание и вызывает уважение.
  3. Они говорят с нами на одном языке. Даже машиностроительный завод умудряется рассказывать о своей деятельности так, что нам не только понятно, но ещё и интересно.
Вот и вся стратегия, и главная идея прошедшей лекции. И эти простые выводы касаются построения бренда любого человека, причём не только в соцсетях.
Автор
Антон Горбик, руководитель агентства «Востока-1».