Методичка по SMM: делаем ежемесячный отчёт

Итак, мы отработали первый месяц. Пора делать отчёт. Даже если его с нас никто не требует, сделать всё равно надо. Отчёт показывает, где мы находимся и насколько правильно действуем. Так как не все готовы пользоваться платными сервисами аналитики, поэтому описываем создание отчёта только с помощью стандартных инструментов самих соцсетей.

Во второй главе мы уже упоминали, какие главные метрики при ежемесячном ведении у нас выходят на первый план. Давайте повторим:
— Подписчики. Новые подписчики — это всегда или потенциальные покупатели, или рекомендатели нашей компании. Это важнейшая метрика с древнейших соцсетевых времён, которую до сих пор многие считают главным показателем успеха. Это не так, но отслеживать её действительно нужно.
— Вовлечённость. То, насколько активно аудитория взаимодействует с контентом: лайкает, комментирует, репостит. А точнее, насколько большой процент аудитории это делает. Всё-таки подписчиков можно набрать разными способами, поэтому более ценно то, насколько они активны после вступления.
— Охват. Это количество людей, которые увидели публикацию. И это главная метрика, потому что люди не просто могут не проявлять активности, но даже не быть вашими подписчиками. Пост, однако, они всё равно увидят: у друга на стене, рекламу в ленте новостей, зайдя из закладок.

Итак, для создания отчёта создаём таблицу в нашем любимом Гугле с колонками «Подписчики», «Вовлечённость» и «Охват». Также нам понадобятся колонки «Посты» и «Потрачено», если выделяется какой-то бюджет на платное поднятие постов в ленте.
И прежде, чем перейти непосредственно к последовательности, два нюанса:


  1. Подписчиков вы и так знаете, как замерить, поэтому обсуждать будем вовлечённость и охват.
  2. Вовлечённость и охват мы измеряем на пост, так как считаем это наиболее правильным.
Вконтакте
Вовлечённость
Заходим в нашу группу, нажимаем на «Действия» (кнопка с тремя точками) → «Статистика сообщества» → «Выгрузить статистику» в правом верхнем углу. В поле «Данные для экспорта» выбираем «Статистика записей», а также нужный нам период.
Открываем скачанную таблицу, находим колонки с лайками, комментариями и репостами и суммируем значения. Эксель может делать это автоматически (сумма отражается в нижнем правом углу на скрине):
Считаем вовлечённость на пост: (лайки + комментарии + репосты) / посты * подписчики. Всё это умножается на 100%.

Охват
Делаем всё то же самое, только в таблице суммируем значения колонки «Общий охват».
Левее будут находиться колонки «Охват подписчиков», «Виральный охват» и «Рекламный охват». «Общий охват» — это сумма остальных охватов. Поэтому просто делим получившуюся выше сумму на количество постов. Получится средний охват на пост.

Инстаграм
Вовлечённость
Заходим в свой аккаунт, открываем первую публикацию нужного нам месяца и нажимаем под ней «Посмотреть статистику». Если пост продвигался платно, то переходим во вкладку «Органические».
Если нет, то сразу всплывёт нужный нам экран:
Репостов в Инстаграме нет, но есть сохранения в подборку. Можно считать, что это то тоже показатель вовлечённости в контент. Поэтому суммируем лайки, комментарии и сохранения, делим на количество постов и умножаем полученное число на 100%.

Кстати, в статистике поста, который продвигался, есть позиция «Вовлечённость». На неё не смотрите. И второй момент — увидеть статистику продвигаемой публикации нельзя, пока не закончится продвижение.

Охват
С охватом ещё проще. Если публикация не продвигалась платно, то при нажатии на «Посмотреть статистику» Инстаграм сразу выдаст вам готовое число. Если же публикация поднималась, то сначала выписываем число из вкладки «Промоакция», затем из «Органические» и суммируем.
Это и будет общий охват поста. Дальше суммируем все охваты месяца и делим на количество постов. Средний охват поста посчитан.

Фейсбук
Вовлечённость
Заходим на нашу страницу, нажимаем «Статистика» → «Экспорт данных» в правом верхнем углу. Выбираем тип данных «Данные публикации», а также нужный нам период.
Открываем скачанную таблицу, второй лист внизу (называется Lifetime Talking About This) и находим справа колонки с лайками, комментариями и репостами. Суммируем:
Считаем вовлечённость на пост: (лайки + комментарии + репосты) / посты * подписчики. Всё это умножается на 100%.

Охват
Делаем всё то же самое, только в таблице остаёмся на первом листе (Key Metrics) и листаем вправо до первой колонки с числами. Она называется «Общий охват публикации за весь срок действия». Суммируем и делим на количество постов.
Заключение
В итоге у вас должно получиться что-то такое:
Это базовый ежемесячный отчёт, который можно и нужно делать с помощью функционала самих соцсетей. Если есть желание, усложняйте. Отчёты по рекламе, разумеется, другие и в рамках методички не разбираются.

Методичка по SMM — цикл статей для тех, кто самостоятельно занимается ведением сообществ или планирует это делать: предпринимателей, PR-специалистов, контент-менеджеров, студентов. Она состоит из двух частей: основы маркетинга и специфика соцсетей. Настройка и ведение таргетированной рекламы в методичке не разбирается.
Автор
Антон Горбик, руководитель агентства «Востока-1».