SMMщик в штате: кого и где искать, на что смотреть, сколько платить

В последнее время мы получаем всё больше вопросов о том, где найти SMMщика в штат. Действительно, хороших специалистов в регионах днём с огнём не найти. Чуть более грамотные заказчики задают другой вопрос: «Сколько ему платить?». Потому что список предъявляемых требований многие до сих пор пытаются компенсировать зарплатой в 15 000 рублей. Но самый главный вопрос почему-то не задаёт никто: «А кого, собственно, искать?». С этого и надо начинать.

Кого искать
Чтобы понимать, что должен делать штатный специалист, нужно по функциями разобрать SMM-процесс в целом.

Начинается всё с разработки стратегии. Для этого анализируем рынок, делим аудиторию на сегменты и описываем их, определяем цели, задачи и показатели эффективности, сформулируем полезное действие сообществ, определяем вектора контента и составляем план. После утверждения руководством компании, настраиваем и оформляем сообщества, разрабатываем дизайн-шаблоны для типовых постов.

Если предполагается рекламная кампания, то параллельно разрабатываем и её. Для этого продумываем общую идею коммуникации, идеи конкурсов и рекламных объявлений, находим лидеров мнений и договариваемся о размещении, отбираем сообщества для создания актуальных баз, создаём рекламные объявления, тестируем различные варианты, отбираем наиболее эффективные, анализируем результаты теста, получаем среднюю стоимость целевого действия.

После этого приступаем к активной фазе продвижения: создаём и публикуем посты, проводим конкурсы, общаемся с аудиторией, ведём таргетированную рекламу, контролируем работу лидеров мнений. В конце периода делаем отчёт, корректируем цели с задачами и продолжаем работу.

Какие функции точно выделяются:
1. Стратегическое планирование.
2. Контент-менеджмент.
3. Дизайн.
4. Настройка и ведение таргетированной рекламы.
5. Проект-менеджмент.
6. Комьюнити-менеджмент.

Несколько важных тезисов:
— Стратегическое планирование по логике должен брать на себя предприниматель или маркетолог. В агентстве это отдельный человек — руководитель команды (стратег).
— Тому, кто делает контент, проще его и выкладывать, а значит и общаться с подписчиками. Поэтому контент- и комьюнити-менеджмент объединяем.
— Работу с лидерами мнений — п. 5 — лучше отдать контент-менеджеру или стратегу, если это агентство. Отдельного человека под это выделять никто не будет.

Но даже после всех манипуляций остаётся минимум три роли: контент-менеджер, дизайнер, таргетолог. Есть ли такие универсалы, которые могут всё это совместить? Есть. Но главная проблема не в том, что их трудно найти. Проблема в том, что такой универсал обязательно где-то «просядет», а скорее — везде по-немногу. Давайте на примере детской задачки.

Есть Саша, который 3 часа в день посвящает контенту, 2 часа — дизайну, 3 часа — таргету. Есть Юра, который 8 часов в день посвящает только таргету. Есть Петя, который 8 часов в день посвящает только контенту. Вопрос: кто из ребят будет лучше всех делать таргет? А контент? Ладно мы ещё не вводим в задачу Руслана, который вообще 12 часов день посвящает только таргету только во «Вконтакте».

Надеюсь вы поняли, к чему я. Если нет, то перевожу: людей, которые в одиночку могут хорошо выполнять основной функционал SMM, не существует; это могут только команды. Хорошая новость — вам такие люди и не нужны. Почему?

Во-первых, главная сила штатного специалиста в высокой погружённости, а именно — физической близости к компании. Поэтому 95% времени он должен заниматься контентом и управлением сообществом. Во-вторых, работа по дизайну и таргету почти всегда проектная. Ваш контентщик никогда не будет разбираться в ней лучше, чем люди, которые этим живут.

В общих чертах разобрались. Теперь к частностям — что именно требовать от человека?

На что смотреть
Так как кадры на рынке совершенно разные, а идеальные ситуации бывают крайне редко, поэтому не буду писать единый список требований. Разобью на последовательные этапы, а там смотрите по своей ситуации.

Базовый минимум:
1. Общие ценности. Хоть этого пункта в тексте вакансии и не укажешь, но я считаю, что для работы на перспективу это самое главное. Какие они у вас, как их определить у человека, думайте сами.
2. Желание развиваться. Основа успеха в любой сфере, да и в жизни. Когда человек открыт всему новому и не стоит на месте, то нет таких вещей, которым нельзя научиться. Для нас это особенно важно, потому что готовых кадров почти никогда нет, а изменения в интернете происходят чуть ли не ежедневно.
3. Грамотность. Без знания как минимум русского языка никуда. Оно должно быть хотя бы на твёрдую четвёрку. Остальное добирается занятиями с репетитором, штудированием учебников и работой с поисковиком. При наличии п. 2, разумеется.

Очень желательно:
4. Знание основ фотографии. На самом деле, оно на стыке базового минимума и очень желательного, потому что камера — один из главных инструментов контентщика. Ему постоянно приходится что-то фотографировать, высветлять, подтягивать по цвету. В основных принципах разобраться несложно, а вот чувство вкуса у всех разное.
5. Умение работать в Фотошопе. Чаще всего требуется подрезать картинку, сделать нужного разрешения, наложить логотип, изменить текст или фото в готовом шаблоне. Подтягивать фотографии по цвету тоже можно в Фотошопе. Это базовый уровень, а бесплатных обучающих материалов в интернете полно.
6. Знание основ дизайна. Сложные макеты должен делать дизайнер, но для постов в соцсетях часто требуются картинки с текстом и логотипом. Незнание базовых законов типографики и вёрстки превращают их в уродцев, вызывающих кровь из глаз. Книга «Дизайн для недизайнеров» и материалы Бюро Горбунова вам в помощь.

Появится чуть позже:
7. Понимание специфики соцсетей. Оно скорее очень желательно, но проблема в том, что его не всегда можно проверить. Человек может наговорить на собеседовании умных слов, а вы поверите, потому что сами не можете знать всех тонкостей. Как вариант, можно заказать у агентства SMM-стратегию, с которой вашему специалисту будет намного проще во всём разобраться.
8. Умение монтировать видео. Речь в первую очередь про гифки и короткие ролики, а не про что-то сложное. Людям нравится видео, а соцсети ставят ему высший приоритет, поэтому рано или поздно придётся научиться делать эти элементарные вещи.
9. Умение работать в Лайтруме. Нужно это не всегда, но если в вашем случае контентщику приходится самостоятельно делать много фотоконтента, то надо подключать Лайтрум. Это программа, которая заточена непосредственно под обработку большого количества фотографий.

«Божественно»:
10. Увлечённость темой. Круто, когда она есть, но в то же время это не всегда возможно. Во-первых, не все темы одинаково увлекательны. Например, туризм и строительство. Однако в том же туризме точно невозможно работать человеку равнодушному. Во-вторых, зачастую тема не увлекает до тех пор, пока в ней не разберёшься, пока не начнёт получаться, а для этого нужно время.
11. Знание специфики. Порой, для того, чтобы разобраться в специфике бизнеса, достаточно поработать месяц-другой, а порой и года недостаточно. Поэтому когда человек знает её хотя бы в общих чертах — это огромный плюс. Но и отсутствие этих знаний не смертельно.
12. Нестандартное мышление. Сообщества некоторых брендов держатся исключительно на креативе своего специалиста, поэтому это точно «вишенка на торте». Человек с нестандартным мышлением при соблюдении предыдущих пунктов — потенциальный маркетолог вашей компании. Совет по поиску таких людей можно дать только один, да и тот не гарантия — смотрите на чувство юмора человека.

Сколько платить
Раз вы планируете взять человека именно в штат, значит объём работы солидный, важна максимальная погружённость в тему. Поэтому ориентируйтесь на сумму от 25 000 рублей в месяц. Это для регионов на примере Уфы. Если хочется подойти более системно, то можно оттолкнуться от приведённых выше требований:
 — за базовый минимум платить 20−25 тысяч;
— за желательный уровень — 25−30 тысяч;
— за продвинутый — 30−35 тысяч;
— за «божественный» — 35−40 тысяч.

Но это условно. И помните, если вам нужно что-то специфическое, например, знание английского, то сумма будет выше.

Где искать
Тут всё банально:
1. Открывайте вакансию «Контент-менеджер» на поисковиках работы. Какие указывать требования, пожелания и зарплату, вы теперь знаете.
2. Кидайте клич в соцсетях через свой аккаунт, сообщество компании, знакомых.
3. Пообщайтесь с организаторами обучающих курсов для SMMщиков, копирайтеров. Мы и сами через несколько месяцев планируем запустить узконаправленный курс для контентщиков, но пока надо структурировать весь опыт.
4. Настраивайте таргетированную рекламу. Хотя бы на тех, кто состоит в основных крупных пабликах по SMM из вашего города, но фильтруйте по возрасту, полу, ВУЗу, как вариант. Возможно для кого-то сработает.

Заключение
Хороших SMMщиков не существует, потому что не существует людей, которые в одиночку могут хорошо выполнять основной функционал SMM. Это могут только команды. Поэтому когда мы говорим о SMMщике в штате, то имеем в виду контент-менеджера.

Хороший контент-менеджер в «базовой комплектации» должен быть грамотным и готовым развиваться. Очень желательно, чтобы он знал основы фотографии, дизайна и Фотошопа. Это не может стоить меньше 25 000 рублей в месяц. Если за эту сумму навалить на него ещё и непрофильную работу, то готовьтесь к потере качества.
Автор
Антон Горбик, руководитель агентства «Востока-1».